BANNER

Чего ожидать от системы медицинского страхования в 2026 году? 

Life09

Какие изменения происходят в системе медицинского страхования и как они повлияют на граждан?
С 2026 года вступают в силу достаточно значимые законодательные изменения. Во-первых, граждане, которые регулярно оплачивают взносы в течение пяти лет, смогут получать медицинскую помощь ещё 6 месяцев после прекращения платежей, вместо нынешних 3-х месяцев. Во-вторых, из местного бюджета будут оплачиваться взносы за социально уязвимые слои населения - кризисная и экстренная категории D и E, а также за зарегистрированных безработных. Кроме того, увеличен верхний порог доходов для расчёта взносов - с 10 до 20 минимальных зарплат для работников и до 40 МЗП для работодателей, при сохранении ставок 2% и 3%. Эти меры позволят обеспечить устойчивое финансирование системы здравоохранения и расширить охват населения медицинской помощью.

Достаточно ли средств выделяется на финансирование медицинских организаций области?
Финансовых средств, конечно, всегда не хватает для обеспечения потребностей системы здравоохранения в полном объёме. Однако, с внедрением медицинского страхования финансирование отрасли ощутимо увеличилось на сегодняшний день бюджет здравоохранения области составляет 163,5 млрд. тенге. Важные направления, такие как скорая медицинская помощь и санитарная авиация, первичная медико-санитарная помощь, гемодиализ, помощь при социально-значимых заболеваниях (туберкулёз, ВИЧ-инфекция и др.) обеспечены финансированием максимально. Выделяемый объём финансирования позволяет нашим клиникам применять современные схемы лечения онкологических и онкогематологических заболеваний, выполнять высокотехнологичные операции мирового уровня в нейрохирургии, травматологии и ортопедии, кардиохирургии и других профилях. Но, как вы понимаете, поддержание качества медицинской помощи на высоком уровне требует колоссальных вложений – это и дорогостоящее медицинское оборудование, и постоянное повышение квалификации врачей и средних медицинских работников. На это, конечно, средств не хватает, поэтому, некоторые новые технологии, особенно, диагностического характера, внедряются с некоторой задержкой.
Также, особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, включая программы по раннему выявлению хронических и онкологических заболеваний, профилактические осмотры детей. Выявление заболеваний на ранних стадиях и предупреждение осложнений позволяют в числе прочих мер наиболее эффективно распределять ресурсы, сокращая расходы на лечение. 

Насколько эффективно используются эти средства медицинскими организациями?
Фонд не финансирует расходы медицинских организаций, такие как заработная плата, налоги, приобретение лекарств и медицинских изделий, коммунальных и прочих расходов. Мы оплачиваем больницам и поликлиникам за обследования, оказанную медицинскую помощь, например, лечение в круглосуточном и дневном стационаре, скорая и неотложная медицинская помощь. И оплата осуществляется строго в соответствии с тарифами, утвержденными министерством здравоохранения, после проведения выборочного мониторинга предъявленных на оплату случаев и услуг на соответствие стандартам. При проведении диагностических и лечебных мероприятий медицинские организации должны руководствоваться стандартами организации оказания помощи. В случае выявления нарушений этих стандартов Фондом применяются меры экономического воздействия, которые также утверждены соответствующими приказами министерства здравоохранения. Контроль за деятельностью медицинских организаций также осуществляют Комитет медицинского и фармацевтического контроля, надзорные органы. В государственных предприятиях эффективность и законность использования поступающих средств контролирует местный орган управления здравоохранением, также, медицинские организации подвергаются проверкам финансовых органов. Эти меры обеспечивают прозрачность и эффективность использования средств.

А есть ли у наших граждан возможность осуществлять контроль? 
В век цифровизации это не проблема, к нам поступают жалобы от граждан, что им якобы проведено то или иное обследование, тогда как по факту он этого не проходил. Все эти обращения подвергаются проверке и в случае подтверждения медицинскую организацию ждёт штраф в тройном размере от стоимости случая. У нас также налажена эффективная система обратной связи, каждый может отслеживать оказанные услуги через цифровые каналы обратной связи Фонда – контакт-центр 1414, мобильное приложение «Qoldau 24/7», сайт Фонда www.msqory.kz, Saqtandyrybot в Telegram, где населению оказывают квалифицированную информационную и консультационную поддержку, принимая в обработку жалобы, вопросы и предложения. Так, за 9 месяцев этого года нами было рассмотрено 680 жалоб, из которых 268 признаны обоснованными, жалобы касались отказа в оказании медицинской помощи и качества лечения. Анализ обращений показывает, что подавляющее их большинство можно решить по принципу «здесь и сейчас», т.е. на месте, в медицинской организации, всё зависит от администрации: как она выстроила весь технологический процесс, начиная с регистратуры /приёмного отделения, обеспечены ли доступность и удобство для больного при прохождении диагностических и лечебных процедур, доступна ли необходимая информация? Опыт некоторых клиник показывает, что даже не в типовых помещениях можно правильно организовать свою работу. В целом, наше население понимающее, с уважением относится к труду медицинских работников и здесь очень важно правильно настроить коммуникации в связке «врач-пациент».

А насколько дисциплинировано население нашей области в части уплаты взносов? 
Поступления в Фонд взносов и отчислений показывают стабильный рост: за 9 месяцев от плательщиков нашей области поступило 48,3 млрд тенге, что на 4 млрд тенге больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. По состоянию на 30 ноября 2025г. в Карагандинской области застраховано свыше 1 млн человек, незастрахованных граждан около 178 тысяч. Число незастрахованных постоянно меняется, что обусловлено несколькими факторами: внутренняя миграция, смена места работы, окончание учебных заведений, в результате которых остаются несколько неоплаченных месяцев, что и приводит к потере статуса застрахованного.  Тогда как согласно Закону об ОСМС, для сохранения статуса должны быть уплачены последние 12 месяцев без пропусков. Есть случаи, когда статус теряется вследствие некорректного платежа на ОСМС в период длительных трудовых отпусков работников сферы образования, здравоохранения, крупных предприятий, где отпуск превышает 30 календарных дней. 
К сожалению, есть прослойка граждан, которые ни разу с момента внедрения системы медицинского страхования не уплачивали взносов, в нашей области таких граждан свыше 15 тысяч. Взносы на ОСМС не носят накопительный характер, они используются сразу для проведения лечебно-диагностических мероприятий нуждающимся. Это и есть принцип солидарности, т.е. надо понимать, что каждый кто уплачивает взносы вносит свою маленькую лепту в обеспечение финансовой устойчивости системы здравоохранения.

Как работает механизм уплаты взносов за незастрахованных граждан, относящихся к кризисной и экстренной категориям D и Е?
Уже с января 2026 года около 1 миллиона граждан по всей стране из этих категорий будут застрахованы за счёт местных бюджетов, в нашей области таких граждан более 60 тысяч человек.
Механизм финансирования взносов за эти категории полностью автоматизирован и осуществляется в несколько этапов. Ежемесячно ИС «Сақтандыру» формирует и передаёт список всех незастрахованных граждан с персонифицированными данными в Центр развития трудовых ресурсов, который формирует и передает сведения о неработающих гражданах, не перечисляющих пенсионные взносы более 3-х месяцев и относящихся к кризисному или экстренному уровню социального благополучия. На основании этих данных Фонд присваивает таким гражданам статус «застрахован» в «Сақтандыру». Для них автоматически устанавливается признак категории D или Е. Далее в ИС Фонда формируется реестр лиц этих категорий, которые получили медицинскую помощь и сведения по ним передаются местным исполнительным органам для оплаты взносов на ОСМС.

Какие задачи стоят на 2026 год?
На следующий год мы ставим следующие задачи: усиление мониторинга за лечебно-диагностическим процессом, финансовыми потоками, прозрачностью расходов, оптимизация структуры финансирования с учётом прогнозов заболеваемости, в приоритете – профилактические меры. 
Выполнению этих задач поможет цифровизация, внедрение искусственного интеллекта, уже сейчас в Фонде внедрён принцип экстерриториальности мониторинга пролеченных случаев и консультативно-диагностических услуг, т.е. экспертиза проводится экспертами других регионов методом случайной выборки.